Вызови профессионального дизайнера на дом!
Дизайн-проект Вашего будущего интерьера - в подарок!
Только до 31.03.2015
стоимость выезда дизайнера - 5000 руб.!
Ваше имя
Поле "Ф.И.О." не может быть пустым.
Телефон
Поле "Телефон" не может быть пустым.
Комментарий
Ваше сообщение отправлено и будет рассмотрено
в ближайшее время
Ваше имя
Поле "Ф.И.О." не может быть пустым.
Телефон
Поле "Телефон" не может быть пустым.
Комментарий
Ваше сообщение отправлено.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время
RU  EN
+7 (495) 762-13-21
+7 (968) 528-55-11
e-mail: expo@royalinterni.ru
ГлавнаяСтатьи → Стиль барокко в мебельном интерьере и барочная культура

Стиль барокко в мебельном интерьере и барочная культура

Мебель в стиле барокко отличается очень эффектным внешним видом. Это не удивительно. Она выполняется из ценных пород дерева. Имеет величественные формы. Украшается экспрессивным фигурноорнаментальным декором. Выдержана в цветовой тональности, которая задается комбинацией белого с золотом.

Кроме того, созданию эффектного внешнего вида такой мебели способствуют разнообразнейшие приемы и методы:

  • облицовка (напр., фанерование);
  • декорирование (напр., декорирование позолотой, каменной мозаикой, маркетри, а также резной декор ножек и спинок мебели);
  • украшение стен (напр., резным деревом, лепными узорами, завешиваемыми гобеленами, дорогими тканями);
  • профилирование (напр., карнизов);
  • обивка ценными тканями (напр., драпировка спинок стульев гобеленом);
  • инкрустация (напр., секретеров, шкафов, кабинетов);
  • изысканное оформление рам для картин и зеркал (напр., посредством таких материалов, как перламутр, кость, фарфор);
  • богатое убранство отдельно взятых предметов мебели (это можно видеть на примере кровати с балдахином, выполненной в виде шатра);
  • использование предметов с необычными формами (напр., крученых колонн, а также стульев, кресел и диванов с гнутыми ножками).

Таким образом стиль барокко является весьма содержательным и многосторонним. Как следствие, он производит сильное впечатление на наблюдателя. Причин тому несколько: исторические, социальные, культурные, эстетические. Рассмотрим их.

Барокко: место и время зарождения

Место зарождения барокко — Западная Европа. Со временем этот стиль стал распространяться в привилегированных кругах многочисленных европейских колоний (прежде всего в Латинской Америке).

Барочная культура расцветала во многом благодаря церковному и аристократическому меценатству. Значительную роль в ее распространении играли и коллекционеры, представленные европейскими монархами и императорами.

Искусствоведы наделяют барокко «пограничным» статусом: оно появилось после маньеризма, но до рококо. Эпоха культурного доминирования барокко: XVII в. — начало XVIII в.

Стиль появился в конце XVI в. в Италии. Отсюда его экспансия направилась на всю Европу. Постепенно он завоевывает различные культурные сферы: архитектуру, скульптуру, литературу, живопись, музыку, театр и т. д.

«Ядрами» барочной культуры были папский Рим и абсолютистская Франция. В странах, приобщившихся к барокко позже (Англия, Германия, Нидерланды), стилю пришлось адаптировался к национальным культурным условиям. В результате барокко обогатился дополнительными особенностями.

Историки различают в эпохе барокко три условных периода:

  • «примитивный» (1580-1630);
  • «зрелый» или «полный» (1630-1680);
  • «поздний» (1680-1750).

Барокко: между церковью и монархией

Первоначально барокко развивалось в Риме. И это неслучайно: здесь оно использовалось в качестве пропагандистского средства в борьбе против реформистской — протестантской — доктрины. В то же время в утверждении барочной культуры были заинтересованы монархи.

Если Церковь хотела транслировать через барокко контрреформистские смыслы и настроения, то абсолютные монархии и связанные с ними местные аристократии — видели в нем способ демонстрации собственной власти. Этим объясняется двойственность барокко: оно отсылает и к «небесному», и к «земному».

Монархии привлекали монументальные и помпезные работы. Последние возвеличивали абсолютную власть монарха. Классический пример: построение Версаля, одобренное Людовиком XIV. Барокко «пронизывало» такие события как коронации, свадьбы, рождения, похороны, визиты послов и др.

Что касается контрреформистски настроенной церкви, то через барочное великолепие и пышность она стремилась продемонстрировать свое превосходство над протестантскими объединениями. В частности, устраивались характерные торжественные мессы, канонизации, процессии. Устраивалось все то, что не могли себе позволить протестанты.

В обоих случаях задачи были таковы: изумить народ, расположить его к себе эстетически выразительными средствами, расширить свое культурное и политическое влияние.

Эпоха барокко: ориентиры общественного сознания

В эпоху барокко красота искала новые пути выражения. Существовал спрос на необычные и удивительные эффекты визуального восприятия. Появлялись и популяризировались такие понятия как «изобретательность» и «проницательность».

В сознании человека эпохи барокко обесценивались значения порядка и разума (рацио), гармонии и пропорции. Предпочтение отдавалось не регламентированным и упорядоченным формам, а формам свободным и переменчивым, загадочным и необычным.

Эстетически барокко противостояло классицизму, с его подчеркнутой строгостью линий и рациональными подходами к художественному выражению. С другой стороны, барокко стало более «взвешенным» и утонченным именно благодаря заимствованию некоторых черт классицистского рационализма. Рациональный подход помогал избегать чистой эклектики и — интегрировать в эффектное целое огромное множество компонентов:

  • экстравагантные формы (искривленные, вогнутые, выпуклые и т. д.);
  • необычные декоративные элементы (например, такие элементы интерьера, как скелеты, черепа, песочные часы);
  • апелляции к политическим и религиозным идеалам (а не к мифологическим, что было свойственно добарочному периоду);
  • сильные контрасты цвета и тени;
  • новейшие визуальные решения (в частности, те, которые порождали оптические иллюзии).

Стиль барокко: эстетические характеристики

Барокко — стиль, в рамках которого многообразие задействованных элементов подчиняется центральной идее: произвести эффектное впечатление на зрителя. В то же время барокко вместо того, чтобы раскрывать свою истинную сущность, стремится ее скрывать. Для этого используются разнообразнейшие средства.

Барокко избегает линейных перспектив и композиций, делая акцент на таинственности некой недосягаемой глубины. Закрытым формам противопоставляются открытые. Выраженной четкости предметов — четкость «подвижная». Острым углам — плавность изгибов. Аполлоническому — дионисийское.

С одной стороны, барокко акцентирует светский и повседневный аспекты жизни, ее эфемерный характер. С другой, — стремится к выражению трансцендентного и воображаемого. Отсюда — увлеченность чувственным и образным, оптическим обманом и иллюзиями («обмануть, чтобы удивить»).

Барокко — культура образа, в рамках которой переплетаются самые разнообразные художественные традиции. В результате этого в каждом отдельном случае создается художественное произведение, обладающее выраженной театральной, сценографической эстетикой.

Барокко стремится театрализировать все остальные искусства. Оно хочет «перевернуть» реальность, сделать ее симуляцией, наделить искусственное статусом естественного. Вещи не позиционируются такими, какие они есть. Они показываются такими, какими их хотели бы видеть на подсознательном уровне.


О нас Новости Производство Каталог Как заказать Дизайн-бюро Фотогалерея Контакты
 
©RoyalInterni | Все права защищены